В конце ушедшего года исполнилось 20 лет, как администрация бывшей Читинской области подготовила постановление о регламентации добычи золота в регионе физическими лицами. Основывалось оно на имеющемся в этой отрасли опыте, но захлебнулось в бюрократических коридорах федеральной власти. Проблема же и сегодня не исчезла, а ещё более обострилась.
Принос небольшой да выгода немалая
Время от времени в региональной прессе (совсем недавно была такая новость и на нашем сайте) появляются сообщения об очередном частном старателе, нелегально намывшем несколько сот граммов золотого песка и поплатившимся большим штрафом и изъятием золота в пользу государства. Что ж, закон есть закон, нарушил - отвечай. Но выловленные нелегалы это капля в море подобного бизнеса. Он приобрёл в нашем крае очень большие масштабы в районах официальной добычи драгметалла и ушёл глубоко в подпольный бизнес, сплошь криминальный. И речь идёт как раз о том, можно ли узаконить этот вид деятельности в известных пределах, получать выгоду для государства и дать заработать частным предпринимателям на дополнительных отработках уже отработанных участков золотодобычи?
В упомянутом региональном постановлении о регламентации добычи золота физическими лицами схема выстраивалась простая: любому человеку, кто желал добывать и легально сдавать золото, достаточно было получить несколько разрешительных документов. Если есть лицензия на данное месторождение россыпного золота у определённого недропользователя, то требовался разрешительный документ администрации области, а также договор с недр пользователем. Если речь шла об участке, на который лицензия не выдавалась, то необходим был разрешительный документ администрации района, на котором располагалась отработанная россыпь. Зарегистрированный старатель мог при таком положении спокойно в частном порядке работать, а потом прийти в золотоприёмную кассу и сдать песок-шлих. Там следовала небольшая лабораторная проверка, и человек получал деньги. Правда, предполагалось, что стоимость на золото должна устанавливаться несколько ниже, чем государственная цена. Но, как показывали в то время исследования, многие хотели иметь такую возможность легализоваться на золотом рынке. Нелегальные скупщики давали за золото намного меньшую цену, скупали часто за бесценок у нуждающегося населения. Разница в цене порождает криминальный доход, который наносит вред государству, подпитывая теневую экономику и этнические бандформирования (как это утверждалось в пресс-релизах органами правопорядка после изъятия очередной партии металла). Мы помним, как нагло действовали криминальные скупщики добытого золота частными лицами в ряде наших районов. А правоохранительные органы ничего поделать с этим не могли.
Эксперты давно отмечают, что разрешение вольного приноса по определению выводит это золото из теневого оборота, при этом в выигрыше остаются все участники процесса (старатели и государство), кроме криминальных структур. Кроме того, по данным исследования, это могло дать дополнительно нашему региону до 2-3 тонн золота в год (сегодня годовая добыча золота в Забайкальском крае находится в пределах 10 тонн). Но В то время постановление было опротестовано прокуратурой, которая посчитала, что оно не соответствует федеральному законодательству.
С инициативами вольного приноса выступали власти Магаданской области, Красноярского края и многих других регионов. Но все эти предложения разбивались о федеральные структуры.
И пилотный проект не взлетел
Давно на высшем уровне ведутся бесконечные баталии о корректировке законодательства целесообразно узаконить вольный принос или он будет во вред государству? В 2002 году в Госдуму был внесён проект изменений и дополнений в закон О драгоценных металлах и драгоценных камнях, согласно которому предлагалось разрешить добычу драгоценных металлов физическим лицам, прошедшим государственную регистрацию и получившим лицензии. В 2003 году этот законопроект прошел все три чтения, был одобрен Советом Федерации, но президент его не подписал и отправил на доработку (которая не состоялась).
После очередного кризиса в марте 2009 года президент поручил правительству проанализировать возможность разрешения золотодобычи физическими лицами. В сентябре 2010 года членами Совета Федерации в Госдуму был внесен законопроект О добыче золота индивидуальными предпринимателями. Авторы предложили внести изменения в некоторые статьи закона О Недрах и закона О драгоценных металлах и драгоценных камнях. В кулуарах все были за, но где-то законодательный механизм дал осечку.
В мае 2017 года бывший в то время членом Совета Федерации от Забайкальского края Степан Жиряков на заседании круглого стола в Госдуме предложил реализовать пилотный проект в Забайкальском крае по легализации добычи золота из мелких месторождений путем введения для граждан разрешительной патентной системы. Многие участники дискуссии его поддержали отмечали, что по всей стране нелегально ежегодно добывается десятки тонн золота. Но дальше разговоров дело не пошло.
А ведь в нашем крае опыт вольного приноса золота был не так уж и давно по историческим меркам. Ещё в 50-х годах прошлого столетия в Чите и в других населённых пунктах была сеть небольших магазинчиков под названием Скупка. И каждый мог принести туда и сдать по приемлемой цене золотой песок или любой завалящийся у него кусочек золота. Теперь ни песок, ни слитки не принимают.
Неужели больше пользы вылавливать с помощью полиции отдельных нелегалов с 200-300 граммами золотого шлиха, заводить дело, наказывать большим штрафом, чем дать им легальную возможность сдать золото государству и получить вознаграждение?
Давайте думать что лучше?