Меньше года прошло после задержания директора читинского ДМРСУ Алексея Котова и вот опять скандал. На сей раз задержана директор муниципального предприятие Городские дороги Лилия Кучина. Что же происходит в дорожно-строительной сфере Читы?
МП Городские дороги было создано на излете 2018 года, незадолго после назначения губернатором края Александра Осипова. Целью создания, по мнения специалистов, близких к этой сфере разграничить полномочия городских структур, и тем самым предупредить коррупционные риски при работе с госзаказами. Но, по старинной читинской традиции, что-то пошло не так.
Конечно, сейчас еще рано делать выводы, и в настоящее время возбуждено уголовное дело и ведется следствие. Лилию Кучину, по заявлению официального представителя следственного комитета, подозревают в вымогательстве взяток от подрядчиков от руководителя одного из предприятий за обеспечение беспрепятственного заключения контрактов по строительству и ремонту муниципальных дорог.
А контракты, надо сказать, были не слабые. Впервые за долгое время в Читу хлынул финансовый даже не дождь, а ливень для масштабной реконструкции дорожного хозяйства, обходившегося по того времени пресловутым ямочным ремонтом. Совсем недавно сам глава Читы Евгений Ярилов влетел в такую вот яму и поломал дорогостоящий внедорожник. Читинские дороги стали притчей в масштабах всей страны, а автомобилисты искренне недоумевали куда идут деньги, которые государство взимает с них в качестве налога на транспортное средство. И вот деньги появились.
Только в течение 2022 года Городские дороги заключили более сорока контрактов, а всего за историю деятельности предприятия их сумма превысила 6 миллиардов рублей фантастическая для Читы сумма.
Самые крупные сделки 2022 года это:
- Ремонт участка автомобильной дороги ул. Николая Островского от ул. Угданская до ул. Анохина 72 млн. руб.
- Ремонт участка автомобильной дороги ул. Генерала Белика от ул. Крымская до ул. Генерала Белика стр. 1 146 млн. руб.
- Ремонт участка автомобильной дороги ул. Ленина от ул. Столярова до ул. Богомягкова 160 млн. руб.
- Ремонт участка автомобильной дороги. ул Бутина от ул. Петровская до ул. Новобульварная и ул. Петровская от ул. Ленинградская до ул. Бутина 175 млн. руб.
- Ремонт участка автомобильной дороги ул. Шилова от ул. Бабушкина до ул. Новобульварная и ул. Нагорная от ул. Шилова до ул. Нагорная стр. 102 77 млн . руб.
- Ремонт участка автомобильной дороги ул. Комсомольская от ул. Кисельниковская до ул. Генерала Белика и ул. Кисельниковская от Проспект Советов до ул. Комсомольская 70 млн. руб.
- Ремонт участка автомобильной дороги ул. Ленинградская от железнодорожного вокзала до ул. Матвеева 157 млн. руб.
- Ремонт автодороги с обеспечением отвода ливневых вод по ул. Юшкова и ул. Краснознаменная в г. Чита 59 млн. руб.
- Ремонт участка автомобильной дороги ул. Баргузинская от ул. Амурская до ул. Бабушкина 53 млн. руб.
- Ремонт участка автомобильной дороги ул. Гайдара от ул. Магистральная до ул. Западная 56 млн. руб.
- Ремонт участка автомобильной дороги ул. Магистральная от кольцевой развязки на пересечении улиц Кирпично-Заводская - Магистральная - Карла Маркса до ул. Гайдара 139 млн. руб.
- Ремонт участка автомобильной дороги ул. Анохина от ул. Баргузинская до ул. Кастринская 111 млн. руб.
Это только те контракты, чьи суммы превышают 50 миллионов рублей. Какие из них кому достались?
Согласно открытой информационной системе Госзакупки, наиболее крупные контракты по ремонту дорог в Чите в 2022 году были распределены между четырёх предприятий. Это читинские МП ДМРСУ и ООО РДС (владелецы Манвел Куробян и Самвел Керобян), сочинская фирма Звезда, на счету которой ремонт Драмтеатра и Театральной площади (владельцы Айказун Хачатурян и Вартан Хачатурян), и предприятие из Омской области Стройсервис (владельцы Яков и Евгений Вагнеры, Алексей Мальнов, Эрна Стрюк).
У Звезды заключено четыре контракта, у РДС тоже четыре, у ДМРСУ восемь, у Стройсервиса - десять. Самые крупные контракты на 160 и 175 миллионов у Стройсервиса.
Как уже говорилось выше, вложения в сферу ремонта дорог в Чите были беспрецедентны за всю историю существования города. Но как-то так получилось, что большая часть дорог, которые не просто требуют ремонта, а требуют уже по решению судов, а так же не соответствуют нормативам безопасности, остались вне списка, утвержденного городской администрацией. Список таких дорог имеется в распоряжении редакции ZAB.RU.
Например, есть решение судов по ремонту ул. Олимпийской и обустройство на ней тротуаров. Также аналогичное судебное решение есть по ул. Авиационной и по ул. Недорезова с интенсивным движением, где, однако, в принципе отсутствуют тротуары. В неудовлетворительном состоянии находится ул. Онискевича, по которой ходят маршрутные такси и в этом случае тоже есть решение суда.
Кроме того, не соответствуют нормам организации дорожного движения ул. Каларская, участок дороги на ул. Столярова от Селенгинской до Амурской и от Бабушкина до дома 93 на Столярова. В таком же состоянии находятся ул. Якутская и Строительная. По всем эти дорогам осуществляются пассажирские перевозки маршрутными такси. Однако в списке улиц, подлежащих ремонту, их нет.
Источники, близкие к дорожно-строительной сфере в частной беседе рассказывали корреспонденту ZAB.RU, что перед утверждением списка ремонтируемых дорог на городскую администрацию вышли представители краевых властей, настоятельно рекомендовав к ремонту улицы в центре, которые пока еще находятся в более-менее пригодном состоянии.
Делается всё видимо не для людей, а для того, чтобы катать по центру большое начальство, - рассказал собеседник ZAB.RU.
На данный момент контрактов по ремонту дорог на 2023 у МП Городские дороги, по данным Госзакупок, нет. Кто будет заниматься ремонтом пока не знает никто. Тем временем федеральная программа Безопасные и качественные дороги не завершена. И завершение, судя по всему, наступит не скоро.