Владимир Путин в своём Послании Федеральному Собранию 21 февраля не обошёл вниманием и проблему подготовки специалистов в высшей школе страны. То, что он сказал, давно ждали не только преподаватели вузов, но, думаю, все граждане страны. Он подчеркнул, что необходим синтез всего лучшего, что было всоветской системе образования, иопыта последних десятилетий.
Не спеша, но основательно
Как человек, причастный к образованию в одном из забайкальских вузов, могу точно сказать: все эти глупые и чуждые нам, россиянам, заморочки Болонского процесса давно набили оскомину. Видно невооружённым глазом, как они вредят подготовке специалистов. И это результат слепого следования в прежние недавние годы продвинутым западным ценностям, в том числе в образовании. Но нет худа без добра в июне текущего года по политическим мотивам все вузы России исключены из Болонского образовательного процесса. Поэтому, думаю, мы, преподаватели и все россияне с энтузиазмом приняли слова президента о трёх озвученных им кардинальных идеях в преобразованиях нашей исконно российской высшей школы. Вот они:
Первое вернуться ктрадиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов свысшим образованием. Срок обучения может составить отчетырёх дошести лет. При этом даже врамках одной специальности иодного вуза могут быть предложены программы, разные посроку подготовки, взависимости отконкретной профессии, отрасли изапросарынка труда.
Второе если профессия требует дополнительной подготовки, узкой специализации, товэтом случае молодой человек сможет продолжить образование вмагистратуре или ординатуре.
Третье вотдельный уровень профессионального образования будет выделена аспирантура, задача которой готовить кадры для научной ипреподавательской деятельности.
При этом президент призвал проводить реформу плавно, без спешки, а все ранее полученные выпускниками дипломы должны остаться в силе.
За двадцать шесть лет преподавания в вузе автор этих строк наравне с коллегами вполне хлебнул кислой похлёбки из Болонского процесса. Для сравнения: когда начинал работу в вузе в 1997 году на кафедре журналистики - набирали студентов, как положено. Они писали сочинение, сдавали экзамены по русскому языку письменно и литературе устно, иностранному языку, истории. Плюс проходили творческий конкурс предоставляли в предметную комиссию публикации или неопубликованные работы. Как и автор этих строк в своё время, поступая в университет полвека назад. Бюджетных мест у нас на отделении было 25, а конкурс четыре-пять человек на место. Так что было из кого выбирать. Кто конкурс не прошёл, мог заплатить умеренную сумму и учиться на платной основе.
Потом начались реформы. Убрали экзамены, кроме творческого конкурса. Сказали надо экономить. Потом, кроме специалитета (пять лет обучения), сделали ещё и бакалавриат (четыре года). Отучился четыре года - сдавай госэкзамены, защищай дипломную работу получишь диплом журналиста-бакалавра. После этого все скопом шли на пятый курс. В конце обучения чуть подправят дипломное сочинение бакалавра и снова защищают дипломную работу. Получают второй диплом журналиста-специалиста. Через пару лет эту систему отменили, бакалавров не стало. Потом убрали специалитет оставили только четырёхлетний бакалавриат с последующим добровольным поступлением в магистратуру, на двухгодичное обучение. Болонский процесс, однако. В магистратуру идут единицы не всем по карману, а платных мест очень мало.
Талантам - вход в последнюю очередь
Когда ввели ЕГЭ, хотели по приказу Минобразования убрать и творческий конкурс при наборе. Вовремя спохватились. Пошли другим путём: на отделении отменили госзаказ, то есть бюджетные места. И конкурс отпал сам собой, хотя формально есть. Кто может заплатить, тот и будет учиться! Оценки по ЕГЭ при этом особой роли не играли в не самом богатом регионе, которым является Забайкальский край, состоятельных людей относительно немного. В последние пару лет стали давать по нескольку бюджетных мест в год.
Ту умную девушку из приёмной кампании и сегодня вспоминаю. Её творческую работу, сданную на конкурс, выделили сразу. Много газетных публикаций, интересные темы, яркий грамотный язык. В портфолио дипломы, благодарности. Но не судьба. Все шесть бюджетных мест, выделенных на специальность журналистика, оказались занятыми. Льготниками. При собеседовании пытаемся в предметной комиссии уговорить девушку на платное обучение.
-Рада бы, - отвечает. Но живём вдвоём с мамой, денег лишних нет, на еду и одежду только и хватает.
- Ну, хотя бы за первый курс заплатите, а там уж с вашими способностями можно получить право и на бесплатное обучение.
Смахнула слезу, виновато улыбнулась, сгребла в кучку свои публикации.
- На следующий год ещё попробую, с детства о журналистике мечтаю.
Таких сцен было немало.
Когда отбирали студентов по реальному конкурсу, преподавать было одно удовольствие. Многие ребята и девушки уже с первого курса активно сотрудничали со СМИ, летнюю практику проходили в редакциях, принося публикации, теле- и радиорепортажи, отличные характеристики. И сегодня в региональных СМИ Забайкалья немало наших выпускников, которые делают погоду на информационном поле. Многие работают в Москве, Питере, Владивостоке, Новосибирске, в других крупных городах страны.
Теперь же нередко студенты не могут пройти практику даже в районной газете. А на предложение активно сотрудничать со СМИ не только во время практики, но и на постоянной основе, отнекиваются дескать, и на учёбу времени не хватает. Лукавят, конечно. Посещаемость занятий стала на порядок ниже, некоторые горе-студенты (вернее, их родители), регулярно оплачивая учёбу, не появляются на лекциях и семинарах неделями.
Как важно сегодня не заболтать те идеи, которые высказал президент в Послании Федеральному Собранию.