Зачем в храме раздают коливо в пятницу первой седмицы Великого Поста и что с ним делать?
Зачем в храме раздают коливо в пятницу первой седмицы Великого Поста и что с ним делать?
Если Божьим промыслом, не иначе, утром в рабочую пятницу вы окажетесь в храме на Литургии Преждеосвященных Даров, то по окончании вам предложат освященное коливо - сладкую варёную пшеницу с изюмомПоказать ещё (правда, творческая приходская мысль как правило выходит за рамки классических ингредиентов, но суть от этого не меняется).
Что делать с коливом? Однозначно - не хранить. Надо скушать его в тот же день. Не обязательно натощак.
Почему?
Потому что, как во всей православной традиции, которая не исчезла, а укрепилась со временем - в этом есть глубокий смысл. Причём на разных уровнях: исторический, символический и духовный.
История связывает коливо с именем мученика воина Феодора Тирона, который родился на берегу Чёрного моря со стороны современной Турции в конце III века. В те времена людей убивали за веру на государственном уровне и императоры, дабы выявить христиан, предлагали всем подданным вкусить идоложертвенной пищи.
Кстати, идоложервенное - это не обязательно было мясо с кровью. Это могли быть мука, плоды, вино и масло, которые приносились в жертву богам язычников. А потом, из-за избытка "жертв", продавали на рынке.
Фёдор Тирон отказался от идоложертвенного и умер за свою веру.
Но вспоминаем мы об этом святом не столько в память о его житии, сколько в память о его чудесном явлении на защиту христиан от провокации со стороны очередного императора. Это случилось 60 лет спустя блаженной кончины мученика. Причём! В Византийской империи христианство уже было государственной религией, а император Юлиан, рождённый в вере, отрёкся от Христа.
И происходило это постепенно, на что следует обратить внимание современным родителям. До 9 лет Юлиана воспитывал в благочеситии епископ Евсевий, но потом, под руководством евнуха Мардония он увлёкся языческой греческой философией и литературой. И дальше его увлечение выросло в стойкое язычество, - на его пути встречались интересные, увлекательные лекторы, философы неоплатоники, поддерживающие его направленность. И даже встреча с Григорием Богословом не смогла его вернуть в христианство.
В итоге он решил восстановить язычество на государственном уровне. Причём преобразовать его так, чтобы оно могло на равных бороться с христианством. Для этого император решил заимствовать многие стороны христианской организации, с которой он был хорошо знаком. Языческое духовенство он организовал по образцу иерархии христианской церкви; внутренность языческих храмов была устроена по образцу храмов христианских; было предписано вести в храмах беседы и читать о тайнах эллинской мудрости (ср. христианские проповеди); во время языческой службы было введено пение; от жрецов требовалась безупречная жизнь, поощрялась благотворительность; за несоблюдение религиозных требований грозили отлучением и покаянием и т. д. Одним словом, чтобы несколько оживить и приспособить к жизни восстановленное язычество, Юлиан обратился к тому источнику, который он всеми силами своей души презирал.
Плюс он издал очень хитрый эдикт о веротерпимости. Вернул из ссылок представителей различных христианских ересей. Поддерживал публичные диспуты на религиозные темы, желая рассорить христиан и подточить их веру. Он был уверен, что в церкви сейчас же начнутся раздоры, и такая разъединённая церковь уже не будет представлять для него серьёзной опасности. Одновременно с этим Юлиан обещал большие выгоды тем из христиан, которые согласились бы отречься от христианства.
И вот такого рода "мягким" отлучением была с его стороны задумка окропления всей еды, которая продавалась на рынке, идоложервенной кровью. Причём это происходило тайно, чтобы люди осквернились как бы невзначай.
В те времена христиане не вкушали еды с понедельника первой седмицы Великого поста до пятничной Литургии Преждеосвященных Даров. И надо помнить, что эта Литургия раньше совершалась вечером. По расчёту Юлиана Отступника, христиане должны были "разговется" идоложервенной пищей и согласно постановлению Анкирского Собора автоматически стать отлученными от Причастия на три года.
Но замыслу не суждено было осуществиться. Всеведущий Господь послал к константинопольскому архиепископу Евдоксию, хотя тот и был еретиком – арианином, святого страстотерпца Феодора. Святой Феодор явился Евдоксию не во сне, а наяву и сказал ему:
- Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем христианам, чтобы никто из них не покупал на рынках ничего съестного, потому, что всё по приказанию нечестивого императора осквернено идоложертвенной.
Архиерей в недоумении стал спрашивать, чем же заменить покупаемые на рынках продукты людям бедным, у которых нет домашних запасов.
Святой отвечал:
- Дав им коливо, ты избавишь их от затруднений.
Но епископ продолжал высказывать недоумение. Он не знал, что такое коливо, ибо в Константинополе не употребляли такой пищи, а в Евхаитах, где жил святой, варили пшеницу с мёдом и называли это коливом. Так объяснил архиепископу Святой Феодор.Тогда архиепископ спросил святого:
- Кто ты и почему так заботишься о христианах?
На это святой отвечал:
- Я – мученик Христов Феодор. Я по повелению Божию послан к вам на помощь.Сказав это, святой стал невидим. Евдоксий тотчас же собрал всех христиан и рассказал им о том, что случилось.
Юлиан, видя, что его планы разрушены, и христиане не покупают себе еды на рынках, отменил своё приказание и повелел доставлять на рынки неосквернённые продукты.
А христиане, благодаря Господа за его неизреченное милосердие и восхваляя Христова великомученика Святого Феодора, в субботу перовой седмицы Великого поста совершили празднование святому.
И с того времени в первую субботу великого поста, чтобы дать верующим постоянное напоминание о милостивом промысле Божием и о помощи святого великомученика Феодора, Церковь прославляет страстотерпца Христова Феодора. В память о чуде в пятницу первой недели Великого поста на литургии по заамвонной молитве совершается благословение колива и читается канон Св. Феодору Тирону: «Коль велие чудо твое и преславное твоё заступление, Феодоре! Темже дерзающее вси чисто к тебе прибегаем и молимся, спаси рабы твоя". Екатерина Гвоздева